вторник, 5 апреля 2016 г.

Фаязтепа


Буддийский храмово-монастырский комплекс - в 1 км к северо-западу от городища Старого Термеза.



Сооружен в I веке, имеет форму вытянутого прямоугольника 117 X 34 м, ориентированного северо-запад - юго-восток. Состоит из храма, монастыря, трапезной и отдельно стоящей ступы.Центральной частью комплекса является храм квадратным двором и 19-ю помещениями по периметру. Вдоль стен двора с остатками росписей проходит суфа, перекрытая многоколонным айваном. В юго-западной стороне двора - святилище. У входа в него сохранилась голова Будды в нимбе. К ней справа примыкают небольшие фигуры стоящих будд, монахов, мирян, слева - фигуры сместных божеств, идущих к Будде.
В святилище слева от входа изображены в натуральную величину две стоящие фигуры Будды и, меньших размеров, фигуры женщин. На противоположной стене - дароносцы в кушанских костюмах. На полу множество фрагментов гипсовой и глиняной скульптуры и известняковый барельеф с сидящим Буддой и двумя монахами.
Монастырская часть комплекса включала двор с айваном и 13 помещений.
С юго-востока к храму примыкала трапезная, состоявшая так же из двора и 13 помещений. В некоторых из них сохранились очаги для варки пищи, большое количество черепков с надписями кхарошти, брахми, бактрийскими и "неизвестным письмом".
На полах найдены монеты в подражание чекану Гелиокла, Вимы Кадфиза, Безымянного царя, Канишки, а в завалах - Хувишки и Васудевы.
На северо-востоке за пределами храма находится большая ступа с крестообразным основанием, в тело которой замурована маленькая, круглая в плане ступа (Д.3. В.2,8 м), датируемая I веком до н.э.
Комплекс снабжался водой из Амударьи при помощи водопровода протяженностью 2,5 км. (Насыпь акведука обычно определяется как северная городская стена кушанского города).
В IV веке комплекс был разграблен сасанидскими войсками (монеты Шапура I, Хормизда I) и в дальнейшем прекратил свое существование. В V - начале VI века часть его помещений используется для погребений (монеты Хормизда II и подражание монетам Пероза).
К началу IX века руины храмово-монастырского комплекса приобрели вид холма, куда был спрятан клад серебрянных омейядских и аббасидских дирхемов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий