четверг, 7 апреля 2016 г.

Старый Термез


В понятие Старый Термез включается комплекс разновременных городищ и отдельных памятников, расположенных в 12 км к северо-западу от современного Термеза. Возникновение города на естественной возвышенности (кала), на правом берегу Амударьи может быть датировано серединой 1-го тыс. до н.э. Вероятно, город имел прямоугольную планировку (предполагаемая площадь - 125 г). 




Впоследствии южная стена города, проходившая вдоль берега реки, была смыта водой. В греко-бактрийское время город интенсивно обживался. Одновременно складывается городская округа, включавшая предполагаемые сельские усадьбы и административно-общественные сооружения: крепость - таможню (Малый Чингизтепа), порт-гостиницу (Чингизтепа).
В понятие «Старый Термез» включается комплекс разновременных городищ и отдельных памятников, расположенных в 12 км к северо-западу от современного Термеза. Возникновение города на естественной возвышенности (кала), на правом берегу Амударьи может быть датировано серединой 1-го тыс. до н.э. Вероятно, город имел прямоугольную планировку (предполагаемая площадь - 12ю5 га). Впоследствии южная стена города, проходившая вдоль берега реки, была смыта водой. В греко-бактрийское время город интенсивно обживался. Одновременно складывается городская округа, включавшая предполагаемые сельские усадьбы и административно-общественные сооружения: крепость - таможню (Малый Чингизтепа), порт-гостиницу (Чингизтепа).
В источниках кушанского времени I-III вв. н.э. упоминается название города - Тармита. Кушанский город, наследуя греко-бактрийскую планировку, развивается дальше, появляется пригород - площадь около 30 га, вокруг которого возводится стена.
С рубежа нашей эры в Северной Бактрии большое значение приобретает  буддизм. Вокруг Тармиты возникает целый ряд буддийских культовых памятников: на северо-западе крупный пещерный центр - Каратепа; на севере - храмово-монастырский комплекс Фаязтепа; на востоке, вблизи стен калы - Безымянная тепа, на поверхности которой найдены фрагменты буддийской скульптуры; далее на восток - ступа, известная ныне как "башня Зурмала" и другие.
Помимо буддийских памятников в округе появляются крупные сооружения светского характера - на северо-востоке от цитадели возводится крепость (?) Курган. Северная часть округи обносится валом, ограждая территорию площадью около 263 га. Интересное предположение Л.И. Альбаума об использовании вала в качестве акведука не получило всеобщего признания (Альбаум, 1985).
В IV-V веках северная часть округи Тармиты пустеет. Прекращается существование храмово-монастырский комплекс Фаязтепа, значительно сокращается количество функционирующих комплексов на Каратепа, заброшен Курган. Разрушающиеся памятники округи используются для погребений.
Между тем сам город в послекушанское время продолжает расти. К ранее существовавшему пригороду добавляется территория площадью 27 га, укрепленная самостоятельной стеной, продолжающей функционировать и в раннесредневековое время.
Город начала VII века упоминает китайский паломник Сюан Цзан, который отметил наличие городских стен длиной 20 ли (около 5 км). К моменту его посещения Тармиты в городе (округе?) располагалось 12 монастырей, ступа и проживало около 1000 монахов.
В источниках кушанского времени I-III вв. н.э. упоминается название города - Тармита. Кушанский город, наследуя греко-бактрийскую планировку, развивается дальше, появляется пригород - площадь около 30 га, вокруг которого возводится стена. С рубежа нашей эры в Северной Бактрии большое значение приобретает буддизм. Вокруг Тармиты возникает целый ряд буддийских культовых памятников: на северо-западе крупный пещерный центр - Каратепа; на севере - храмово-монастырский комплекс Фаязтепа; на востоке, вблизи стен калы - Безымянная тепа, на поверхности которой найдены фрагменты буддийской скульптуры; далее на восток - ступа, известная ныне как башня Зурмала и другие. Помимо буддийских памятников в округе появляются крупные сооружения светского характера - на северо-востоке от цитадели возводится крепость (?) Курган. Северная часть округи обносится валом, ограждая территорию площадью около 263 га. Интересное предположение Л.И. Альбаума об использовании вала в качестве акведука не получило всеобщего признания (Альбаум, 1985).
Вероятно, таким был город ко времени появления здесь арабов. Тармита становится опорным пунктом завоевания Мавераннахра.


Комментариев нет:

Отправить комментарий