В понятие Старый Термез
включается комплекс разновременных городищ и отдельных памятников,
расположенных в 12 км
к северо-западу от современного Термеза. Возникновение города на естественной
возвышенности (кала), на правом берегу Амударьи может быть датировано серединой
1-го тыс. до н.э. Вероятно, город
имел прямоугольную планировку (предполагаемая площадь - 125 г ).
Впоследствии южная
стена города, проходившая вдоль берега реки, была смыта водой. В
греко-бактрийское время город интенсивно обживался. Одновременно складывается
городская округа, включавшая предполагаемые сельские усадьбы и
административно-общественные сооружения: крепость - таможню (Малый Чингизтепа),
порт-гостиницу (Чингизтепа).
В понятие «Старый
Термез» включается комплекс разновременных городищ и отдельных памятников,
расположенных в 12 км
к северо-западу от современного Термеза. Возникновение города на естественной
возвышенности (кала), на правом берегу Амударьи может быть датировано серединой
1-го тыс. до н.э. Вероятно, город имел прямоугольную планировку (предполагаемая
площадь - 12ю5 га). Впоследствии южная стена города, проходившая вдоль берега
реки, была смыта водой. В греко-бактрийское время город интенсивно обживался.
Одновременно складывается городская округа, включавшая предполагаемые сельские
усадьбы и административно-общественные сооружения: крепость - таможню (Малый
Чингизтепа), порт-гостиницу (Чингизтепа).
В источниках кушанского
времени I-III вв. н.э. упоминается название города - Тармита. Кушанский город,
наследуя греко-бактрийскую планировку, развивается дальше, появляется пригород
- площадь около 30 га ,
вокруг которого возводится стена.
С рубежа нашей эры в
Северной Бактрии большое значение приобретает буддизм. Вокруг Тармиты возникает целый ряд
буддийских культовых памятников: на северо-западе крупный пещерный центр -
Каратепа; на севере - храмово-монастырский комплекс Фаязтепа; на востоке,
вблизи стен калы - Безымянная тепа, на поверхности которой найдены фрагменты
буддийской скульптуры; далее на восток - ступа, известная ныне как "башня
Зурмала" и другие.
Помимо буддийских
памятников в округе появляются крупные сооружения светского характера - на
северо-востоке от цитадели возводится крепость (?) Курган. Северная часть
округи обносится валом, ограждая территорию площадью около 263 га . Интересное
предположение Л.И. Альбаума об использовании вала в качестве акведука не получило
всеобщего признания (Альбаум, 1985).
В IV-V веках северная
часть округи Тармиты пустеет. Прекращается существование храмово-монастырский
комплекс Фаязтепа, значительно сокращается количество функционирующих
комплексов на Каратепа, заброшен Курган. Разрушающиеся памятники округи
используются для погребений.
Между тем сам город в
послекушанское время продолжает расти. К ранее существовавшему пригороду
добавляется территория площадью 27
га , укрепленная самостоятельной стеной, продолжающей
функционировать и в раннесредневековое время.
Город начала VII века
упоминает китайский паломник Сюан Цзан, который отметил наличие городских стен
длиной 20 ли (около 5 км ).
К моменту его посещения Тармиты в городе (округе?) располагалось 12 монастырей,
ступа и проживало около 1000 монахов.
В источниках кушанского
времени I-III вв. н.э. упоминается название города - Тармита. Кушанский город,
наследуя греко-бактрийскую планировку, развивается дальше, появляется пригород
- площадь около 30 га ,
вокруг которого возводится стена. С рубежа нашей эры в Северной Бактрии большое
значение приобретает буддизм. Вокруг Тармиты возникает целый ряд буддийских
культовых памятников: на северо-западе крупный пещерный центр - Каратепа; на
севере - храмово-монастырский комплекс Фаязтепа; на востоке, вблизи стен калы -
Безымянная тепа, на поверхности которой найдены фрагменты буддийской
скульптуры; далее на восток - ступа, известная ныне как башня Зурмала и другие.
Помимо буддийских памятников в округе появляются крупные сооружения светского характера
- на северо-востоке от цитадели возводится крепость (?) Курган. Северная часть
округи обносится валом, ограждая территорию площадью около 263 га . Интересное
предположение Л.И. Альбаума об использовании вала в качестве акведука не
получило всеобщего признания (Альбаум, 1985).
Вероятно, таким был
город ко времени появления здесь арабов. Тармита становится опорным пунктом
завоевания Мавераннахра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий